01.04.2024

Какое масло заливать в дизельный двигатель

Какое масло заливать в дизельный двигатель
В силу особенностей конструкции нагрузки в дизеле выше, чем в бензиновом ДВС, а значит, выше и требования к его смазке. Кроме того, большинство дизельных моторов имеют турбонаддув, что делает условия работы для смазки ещё более сложными. Какое масло заливать в дизельный двигатель, чтобы он работал надёжно? У нас есть общие рекомендации по выбору смазки, а сейчас разберём особенности дизельных масел и их маркировки.

Особенности требований к маслу для дизеля

Моторное масло для дизельных двигателей, особенно с турбонаддувом, отличается от того, что заливают в бензиновый ДВС. Причина — в конструкции дизеля, который работает на обеднённой топливовоздушной смеси. Он сильнее теплонагружен, а скорость образования смеси и сгорания топлива в дизельном двигателе выше.

Более высокое давление в камере сгорания дизеля провоцирует и более активный прорыв газов через поршневые кольца, с чем система вентиляции картерных газов справляется не всегда. Как результат — ускоренная деградация моторного масла, его окисление и потеря защитных, моющих и прочих свойств.

Кроме того, в дизельном моторе отработавшие газы содержат значительное количество сажи. А российское дизтопливо часто отличается повышенным содержанием серы, которая при сгорании образует кислотные соединения.

Отдельная тема — моторное масло для дизельного двигателя с турбокомпрессором. Его крыльчатки вращаются с огромной скоростью, он сильно нагревается и при использовании масла плохого качества выходит из строя очень быстро. Поэтому, выбирая моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом, особенно важно не экономить на нём, а также учитывать требования автопроизводителя.
В итоге, чтобы «дизельное» масло как можно дольше сохраняло свои эксплуатационные показатели, оно имеет специфические свойства:

  1. Увеличенное щелочное число, что особенно важно при использовании высокосернистого дизельного топлива.
  2. Улучшенные моющие характеристики как компенсация большого количества сажевого нагара.
  3. Термическая стабильность. В некоторых местах пиковые температурные показатели мощных турбодизелей выше, чем у бензиновых моторов.
  4. Максимальное противодействие износу. Для этого качественные составы для дизельных ДВС содержат богатый набор присадок.

Как выбрать масло для дизеля

Все допуски и требования к моторному маслу для конкретной модели и модификации автомобиля традиционно указаны его производителем в руководстве по эксплуатации. Кроме того, можно использовать и спецкаталог по подбору масел.

Чтобы облегчить выбор автовладельцу, многие производители наносят надпись Diesel на канистры с соответствующими маслами. Но если её нет, это не значит, что такой вариант не подходит. В силу особенностей современных бензиновых двигателей появилось много универсальных масел, пригодных для использования как в бензиновых, так и в дизельных моторах.

Также о предназначении масла можно догадаться по маркировке. Давайте разберём по порядку, на что обращать внимание при подборе масла для дизельного двигателя.

Основа «дизельного» масла

Прежде всего, дизельное моторное масло (как и бензиновое) бывает минеральным, полусинтетическим и синтетическим. С учётом появления всё более технологичных ДВС масла на минеральной основе сегодня теряют свою актуальность. Они доступнее, но это, пожалуй, их единственное преимущество. И именно благодаря ему «минералка» по-прежнему широко используется в грузовой и строительной технике.

Достоинства синтетики — сохранение более стабильных и высоких эксплуатационных характеристик (в том числе при более низких температурах), облегчённый пуск мотора и более эффективный состав присадок. Всё это просто необходимо для современных высокофорсированных дизелей легковых автомобилей.

Многие сегодня справедливо отдают должное полусинтетике, которая не так сильно уступает маслам на синтетической основе, находясь при этом в более доступном ценовом диапазоне.

Впрочем, чем хуже масло, чем быстрее оно теряет свойства и окисляется — тем чаще его необходимо менять. Но мнение, что лучшим маслом для дизельного двигателя с турбиной будет только синтетика, не всегда верно. Некоторые производители автомобилей с турбомоторами рекомендуют оригинальную полусинтетику. Вопрос выбора зависит ещё и от интервала замены.

Стандарт SAE

На основе стандарта SAE (от англ. Society of Automotive Engineers) масла классифицируют по вязкости. Именно на маркировках вроде 5W-40, 10W-30 и тому подобных сделан акцент в оформлении этикеток канистр.

Вязкость — основной параметр, определяющий большинство рабочих характеристик масла. Оптимальный подбор масла по вязкости позволяет двигателю работать в штатных режимах.

Первая цифра перед буквой W (от англ. winter — зима) характеризует вязкость масла при отрицательных температурах. Например, 5W означает, что масло останется достаточно жидким и при морозе в -30 градусов по Цельсию. Чем этот показатель выше, тем холодный пуск будет сложнее. Масло 25W застынет уже при температуре минус 5 градусов.

Второе число — коэффициент «летней» вязкости. Или, что более правильно, — «горячей». Чем больше значение, тем гуще будет масло при рабочей температуре мотора. И соответственно, тем более горячими могут быть детали двигателя, в котором смазка ещё не теряет своей эффективности.

Здесь важен баланс. С одной стороны, более вязкое масло в дизеле образует на трущихся деталях толстую плёнку, чтобы защитить их от износа. Однако в мороз такое масло густеет так, что этой плёнки может не оказаться вовсе — насос просто не сможет закачать его в тонкие зазоры между деталями.

В свою очередь слишком жидкая смазка сохраняет текучесть в холодном состоянии, но при повышении температуры не может обеспечить защиту пар трения от износа. К тому же низкая вязкость масла на пожилом дизеле может спровоцировать его течи.

Таким образом, при подборе масла для дизеля нужен разумный компромисс. При этом говорить о сезонности масел сегодня особого смысла нет. К примеру, маркировки 10W-40 или 5W-30 — это масла, которые разрешено эксплуатировать круглый год. А чисто зимняя и летняя смазка сейчас почти не встречается в продаже.

Классификация API

API (от англ. American Petroleum Institute) — стандарт, разработанный Институтом нефти США. Он разделяет масла с учётом их эксплуатационных свойств на две большие группы:

  • масло для бензиновых ДВС, оно маркируется буквой S;
  • масло для дизельного мотора, имеет обозначение C.

Вторая буква  в обозначении служит для более точной градации. Например, масла с классификацией CF предназначены для безнаддувных и турбированных дизельных моторов с непрямым впрыском. А комбинация CF-4 обозначает смазочные материалы для высокоскоростных дизелей магистральных тягачей и т.п.

Выбирая масло для своего дизеля, нужно в первую очередь посмотреть, какие требования по API к нему предъявляет автопроизводитель — это можно найти в руководстве по эксплуатации. Эта классификация характеризует общее качество смазки и присадок в ней, поэтому в данном случае можно брать и масло более высокого класса — хуже не будет. Впрочем, заранее изучить подробности спецификаций по API тоже лишним не будет. 

Сегодня большое количество масел имеет двойную маркировку по классификации API. Это универсальные составы, их можно лить и в дизельные, и в бензиновые ДВС. Но тут есть нюанс: первой указывается маркировка предпочтительного применения. К примеру, масло CI-4/SJ больше подойдёт для дизеля, а SJ/CI-4 лучше адаптировано под бензиновый мотор.

Классификация ACEA

Выбирая, какое масло лучше заливать в дизельный двигатель, следует учитывать и его рейтинг в сугубо европейском стандарте ACEA (от французского Associationdes Constucteurs Europeens d'Automobiles).

Со стандартом ACEA ситуация сложнее. Буквой А обозначают масла для бензиновых ДВС, В — для дизельных легковушек, букву Е ставят на масла для дизельных агрегатов грузовиков, С — универсальная смазка, совместимая с сажевыми фильтрами и катализаторами.

После буквы европейцы ставят цифры, уточняющие область применения масла, — и не всегда большее число означает, что оно лучше подходит конкретному дизелю. Поэтому в данном пункте не стоит без необходимости отходить от рекомендаций автопроизводителя.

Число TBN

Итак, с базой и вязкостью определились. Допуски производителя по стандартам API и ACEA вроде бы соблюдены. Но в случае с дизелем есть ещё нюансы.

В российских условиях использование рекомендованных производителем автомобиля дизельных масел не всегда приводит к максимально позитивному результату. Дело в том, что сохранение работоспособности смазки напрямую зависит не только от свойств самого масла, сроков его замены, но и от качества дизтоплива.

В России, увы, оно не отличается стабильностью. Поэтому эксплуатация масла в условиях использования отечественного высокосернистого топлива чревато более быстрой деградацией смазки.

Чтобы оценить, насколько она может противостоять старению, ввели параметр TBN (Total Base Number), или «общее щелочное число». Данный параметр, если упрощённо, характеризует, как долго масло может нейтрализовать вредные для него кислоты, которые вызывают коррозию и ускоряют образование различных углеродистых отложений.

Как правило, TBN большинства смазок для бензиновых ДВС не превышает 7–8 единиц, тогда как стандарт масла для дизельных моторов — 11–14 единиц.

В ходе эксплуатации TBN неизбежно снижается, присадки срабатываются, что приводит к кислотной коррозии и загрязнению внутренних частей двигателя.

Поэтому, чтобы характеристики масел соответствовали реальным условиям, многие специалисты советуют отказаться от универсальных вариантов со стандартным (рассчитанным на использование качественного топлива) уровнем TBN.

Получается, что в России оптимальнее использовать строго специализированное дизельное масло с высоким содержанием моющих присадок и менять его чаще, чем предписано регламентом. Особенно если автомобиль много времени проводит в городских пробках или, наоборот, эксплуатируется в отдалённых или северных районах, где качество дизтоплива не отличается стабильностью.

Как не купить подделку

По некоторым данным, с весны 2022 года рост количества поддельных масел на российском рынке составил от 30 до 50 процентов. А общая доля смазки сомнительного происхождения под известными брендами сегодня — около трети!

Первопричиной называют уход с рынка ряда ведущих производителей. В России больше официально не продаются Shell, Total, Castrol, Mobil, ряд других европейских и североамериканских брендов автохимии.

Если вам важно купить лучшее масло для дизеля, можно найти оригинальную продукцию этих концернов, поставляемую по параллельному импорту. Однако представительства их правообладателей (потенциального истца) в стране больше нет. Соответственно, деятельность мошенников, выпускающих контрафакт, фактически осталась бесконтрольной и безнаказанной. Почитайте, как это происходит

Помимо ведущих масляных гигантов, активно подделываются и масла под брендами автопроизводителей, например Mercedes-Benz, Toyota или Ford. Вступиться за их права собственности в России сейчас тоже некому.

Чтобы избежать покупки контрафактного масла, ущерб от которого для двигателя очевиден, но практически недоказуем, сегодня остаётся максимально сузить поле риска и как минимум не прельщаться на необоснованно низкую цену.

Первый вариант избежать ошибок — приобретать наиболее качественное масло именитого, но привычного бренда в крупных сетевых магазинах, способных контролировать и гарантировать добросовестность поставщиков и качество товара.

Второй вариант — покупать масло производителей, не покидавших российский рынок. Подделывать их продукцию остерегаются больше, опасаясь активности правообладателей и возможной уголовной ответственности.

И последний вариант — остановиться на отечественных брендах, которые сегодня способны производить если не лучшие в мире масла, то вполне приемлемого качества, достаточного для современного дизельного мотора. Либо, как вариант, довериться совершенно новым рыночным игрокам (например, из КНР, Ирана или Турции).

Эти масла нет особого смысла подделывать. Первые — в силу невысокой стоимости, а вторые — по причине их малоизвестности.

 


Mazda представила новый флагманский кроссовер CX-80 для Европы
19.04.2024
Mazda представила новый флагманский кроссовер CX-80 для Европы
В России официально появился премиальный китайский бренд Seres
19.04.2024
В России официально появился премиальный китайский бренд Seres
55% заказавших электроседан Xiaomi SU7 отказались от покупки, пишет IT Home
17.04.2024
55% заказавших электроседан Xiaomi SU7 отказались от покупки, пишет IT Home
На трассах М-11 и М-4 ввели летний повышенный скоростной режим
17.04.2024
На трассах М-11 и М-4 ввели летний повышенный скоростной режим
Представлена обновлённая Audi S3
10.04.2024
Представлена обновлённая Audi S3
Путешествия  на автомобиле за пределами России
08.04.2024
Путешествия на автомобиле за пределами России
В Казани разработали двигатель для мототехники Gimura 1000s
08.04.2024
В Казани разработали двигатель для мототехники Gimura 1000s
Представлен обновлённый Geely Monjaro для России
02.04.2024
Представлен обновлённый Geely Monjaro для России
GAC запатентовал в России названия суперкаров своего суббренда Hyper
01.04.2024
Китайская компания защитила права на наименования Hyper SSR, Hyper GT и Hyper HT.